Вклад научно-исследовательского проекта «Сходство и различие пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно – практических конференций TED TALKS» в развитие высоконравственной личности школьника, формирования способностей и умений опираться на духовные ценности мироздания в процессе изучения английского языка

vklad-nauchno-issledovatelskogo-proekta-fea

Чувство потребности в мудром наставлении и умении творить свою жизнь через осознанный выбор при принятии решений, что невозможно без формирования личностного мировоззрения и интеллектуально – духовной зрелости, привело нас к пониманию, что через изучение пословиц и мудрых высказываний мы можем развивать то, в чем нуждаемся, мудрость.

Валерия Бородицки, в своей речи “How the language shapes the way we think” на TED Talks, [7] говорит о том, что наш «язык» формирует наше мышление- “сhanging the language we change the brain”-«изменяя язык мы изменяем мышление». Соответственно, то, что мы изучаем, и то, о чем мы говорим, является «food for thought» , «пищей для мысли», а значит, тем, над чем начинает работать наш мозг, а работа мозга, это и есть наше мышление.

Грегг Брейден, в речи «How You Can Create An Amazing Reality For Yourself» – «Как мы создаем удивительную реальность для себя», на официальном сайте автора Gregg Braden Official, опираясь на гипотезу «лингвистической относительности» Бенджамина Ли Уорфа, поясняет каким образом язык, на котором человек говорит, формирует то, как он думает и определяет то, о чем он может думать. Исследования культуры и языков американских индейцев, привели к заключению, что разные народы мыслят и воспринимают жизнь по- разному, в силу того, что их «язык», формирует такое восприятие мира. Таким образом, содержание нашей речи не только формирует мышление, но и определяет направление процесса мышления, т.е о чем думать, и продуктом этого процесса становится мыслящий человек.

В так называемое время «турбулентности», когда человек теряет чувство опоры, не знает в каком направлении двигаться и чувствует себя «потерянным», раздел урока, который мы назвали «английский для жизни» “English for life” стал, как никогда, актуальным с 2020 года. Потребность в «руководстве жизни» привела нас к изучению пословиц и мудрых высказываний, которые помогают во время «испытания» найти верное решение и учат не только мыслить самостоятельно, но и  быть «творцами» своей жизни.

Началом и первым шагом, в этом направлении является научно- исследовательская работа Д. Русиной, в которой объектом исследования стал созданный тренажер по изучению фразовых глаголов. Следующим шагом стал проект А.Товт, в котором объектом исследования стала научно популярная речь на TED Talks на предмет использования фразовых глаголов. Третьим шагом является работа А.Третяк , основной мыслью которой является развитие интеллекта, через изучение английских идиом и загадок и исследование использования их современниками на TED Talks. Закономерной траекторией движения вперед в модернизации содержания обучения на английском языке становится обращение к духовно- нравственной сфере человека в научно-исследовательской работе «Сходство и различие пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно – практических конференций TED TALKS», ученицы 10 класса С. Агабабян. Все работы опубликованы на сайте учителя nellikalashnik.ru.

Модернизируя содержание речи обучающихся, через изучение народной мудрости пословиц и познания мудрых высказываний на английском языке, мы передаем духовные ценности и закладываем духовно- нравственный фундамент в формировании целостности личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в любых условиях современного общества.

Не возможно не осознавать, и не видеть тенденцию манипулирования общественным сознанием при помощи различных технологий подачи информации. Развитие духовных и интеллектуальных способностей каждого человека, формирование «мыслящего человека», умеющего объединить мудрость «сердца» с мудростью «интеллекта», это не только путь развития человечества, но и средство познания радости жизни, через осознание и принятия свободы созидания самого себя и своей жизни.

Возникает вопрос: «Насколько эти элементы речи, которые являются проявлением мудрости человечества, характерны для речи современников? Выявилась проблема:

«Используют ли участники научно – практических конференций TED Talks пословицы и мудрые высказывания?»

Закономерно возникли вопросы: «Какова история возникновения пословиц и мудрых высказываний? В чем заключается сходство и различие между ними? Какой смысл и назначение они имеют в речи? Насколько часто их используют в речи в наше время? Актуальна ли эта тема для современного мира?»

Таким образом, в основу исследовательской работы ложится гипотеза:

  • Если пословицы и мудрые высказывания имеют назначение передачи опыта и учат относиться к явлениям жизни, как ступенькам развития умения делать правильный выбор, то в научно – популярном стиле речи выступающих спикеров на TED TALKS они присутствуют.

Цель: «Определение сходств и различий пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно – практических конференций TED TALKS»

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Определить основные понятия пословиц и мудрых высказываний. 2). Определить их значимость при изучении английского языка. 2). Выбрать и обосновать методы исследования. 3). Выявить сходство и различие пословиц и мудрых высказываний . 4). Провести текстуальный анализ речи выступающих участников на TED Talks. 5) Обобщить результаты и сделать выводы. 6) Создать тренажер с использованием образовательного ресурса https://learningapps.org/, как инструмент развития мышления и обогащения речи участников учебного процесса пословицами и мудрыми высказываниями.

Объектом исследования является научно – популярный стиль речи участников научно – практических конференций TED Talks и TEDх Talks. Предметом исследования – схожесть и различие пословиц и мудрых высказываний и использование их в научно – популярном стиле речи. Актуальность исследовательской части проекта заключается в том, что мы все реже и реже обращаемся к пословицам и мудрым высказываниям в повседневной жизни, в то время, когда потребность в совете и мудром слове растет. А использование или отсутствие пословиц и мудрых высказываний в научно – популярном стиле речи, является продолжением или тенденцией утраты культурного наследия английского языка, что необходимо было исследовать.

Актуальность практической части проекта состоит, во-первых, не только, в необходимости развития интеллектуальных способностей обучающихся через развитие процессов мышления, таких как применение, анализ, оценивание, творчество; но и формирования личностного понимания ситуации, умения осознать и принять духовную ценность пословицы и мудрого высказывания, тем самым, развивая и обогащая свой духовный мир. Во-вторых, в создании упражнений с использованием образовательного ресурса https://learningapps.org/ для того, чтобы процесс изучения пословиц и мудрых высказываний стал увлекательным тренажером ума, памяти, развитием сознания и формированием духовно- нравственного мировоззрения, и сделал речь участников учебного процесса мудрой. Данный проект отвечает на запрос образовательной практики и является личностно значимым для создателей проекта.

Новизна проекта заключается в том, что объектом исследования являются современная речь участников научно – практических конференций TED Talks и цифровой продукт – тренажер, направленный на повышение качества образовательного процесса, реализацию воспитательного потенциала посредством духовно развивающего содержания обучения, что отвечает потребностям общества и создает условие для независимого развития мышления обучающихся.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, эксперимент, анкетирование, статистический, конкретизация.

Научно-исследовательский проект состоит из аннотации, трех глав: теоретической, исследовательской и практической. Сформулирован вывод и сделано заключение.

В теоретической части проекта изучены понятия «пословица» и «мудрое высказывание» и их назначение.

Изучение и внедрение в практику речи пословиц и мудрых высказываний является ключом к формированию и развитию умения выражать свои собственные мысли, рассуждения, личностное понимание любой ситуации, и как следствие, развитие способности быть мудрым. С целью выявления понимания значимости пословиц и мудрых высказываний в речи, проведено анкетирование учащихся 11а, 11б, 10б классов. В нем приняли участие 18 учащихся. Респондентам были заданы вопросы с выбором ответа. Результат анкетирования представлен в Приложение 1.

  1. Как часто вы слышите пословицы / мудрые высказывания в повседневной жизни?

Пословицы: «Редко» – 60%, мудрые высказывания: «Редко» -60%

  1. Опираетесь ли вы на пословицы/ мудрые высказывания при решении жизненных вопросов?

Пословицы:    «Нет»    -60%,    мудрые    высказывания:    «Затрудняюсь ответить» -60%

  1. Считаете ли вы, что пословицы/ мудрые высказывания нужны нам как культурное, духовное и интеллектуальное наследие человечества?

Пословицы «Да» -90% и мудрые высказывания «Да» – 85% учащихся

  1. Хотели бы вы использовать пословицы/ мудрые высказывания в своей речи? Почему? (развернутый ответ).

Пословицы: «Да» – 89% , и мудрые высказывания: «Да» – 84%.

Результат опроса показывает, что в повседневной речи школьники редко слышат пословицы и мудрые высказывания, и как следствие, не опираются на жизненный опыт поколений при решении жизненных ситуаций. Актуальность изучения пословиц и мудрых высказываний подтверждается ответами на третий и четвертый вопросы. Однако, настораживает тот факт, что в развернутом ответе, значимость пословиц и мудрых высказываний большинством обучающихся была аргументирована как: «могут неплохо скрасить речь и добавить в нее хорошую смысловую нагрузку». «Мудрые высказывания и пословицы вовсе не нужны и только мешают восприятию обычного диалога, могут затруднить восприятие», и «не вижу смысла нагружать этим мозг», «я их мало знаю, поэтому затрудняюсь ответить». И все же большинство учеников высоко оценивают значимость пословиц и мудрых высказываний, говоря «многие пословицы и высказывания бывают настолько мудрыми, что заставляют серьезно задуматься о своих действиях, жизни, могут дать неплохой совет и даже вывести на верный путь». «Высказывания мудрых людей, сказанные столетия назад используются до сих пор и мотивируют многих на достижения любых поставленных целей. А пословицы в свою очередь могут поднять настроение или наоборот одуматься и изменить что-то».

Понятие пословицы говорит о том, что это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. [3]

Процессом рождения пословицы может стать определенное событие в жизни, или ежедневное действие, метко подмеченное человеком, ставшее важным и значимым, как назидательное. В языке всех народов существуют пословицы. Они отражают быт, культуру, отражают мудрость, как народа, так и самого человека.

Снегирёв И.М в работе «Русские народные пословицы и притчи» 1848 г пишет, что пословицы, как явление народное, у всех народов и во все времена были в особом почитании. На востоке это «цвет языка», китайцы считали их «изречениями мудрых», греки и римляне — «господствующими мнениями (κυρίαί γν ῶμαι, dominae sententiae)» и приводит слова императрицы Екатерина II: «они изощряют разум и придают силу речам». [5]

Нельзя не отметить упоминание Снегирёва И.М о приписывании пословицам «божественного происхождения», т.к многие берут свое начало в библейских притчах и заповедях, а следовательно являются правдой и истиной, проистекающей от сближения «духа человеческого с духом Божиим». Пословицы свидетельствует о проявлении «ясного сознания, глубокого ума, меткого остроумия», и содержат необходимую житейскую мудрость, важную для жизни истину. Например, в книге «Притчи Соломона» 1.5.”These proverbs add to the knowledge of wise men and give guidance to the educated”, в переводе означает, «пословицы добавляют к знанию мудрого, и направляют образованного». “Someone who holds back the truth causes troubles, but one who openly criticizes works for peace”. «Тот, кто скрывает правду, создает проблемы, а тот, кто открыто критикует, способствует созданию мира». [6] Лорд Джон Рассел, Премьер – Министр Великобритании с1846 по 1852, с1865 по 1866 поэтично определил пословицу как “a proverb is the wit of one, and the wisdom of many.” «Остроумие одного – это мудрость для многих».

В разделе урока, “English for life”, мы исследуем 1) значение пословицы, 2) происхождение, 3) толкование, 4) применение в жизни. Например: «Beauty lies in the eyes of the beholder».1) Буквально означает: «красота в глазах видящих ее». 2) Происхождение: Greek. 3)Толкование пословицы: “Beauty lies in the eyes of the beholder” means that beauty is revealed to those who can see it. It is a very subjective experience; a man can see beauty where others might see nothing unusual or even ugly. Everyone sees the world through the lenses of his eyes that are directed to reflect the inner world of the person. As a proof, you can compare the way a child sees the world with the ways it is seen by an adult and a senior person. One and the same object is perceived in accordance with intellectual and spiritual levels of personal development.” 4) Пример употребления: “we can use the proverb when there is no point of proving something, reasoning or arguing about if the speaker sees that the counter partner is simply ignorant yet to understand it, and we can only feel compassion and be patient with him as with the child.”

Пословица “Only a fool tests the depth of the water with both feet” 1)Буквально означает: «Только глупец измеряет глубину воды двумя ногами» 2) Происхождение: African. 3) Толкование пословицы: “It is not wise to jump into a situation before thinking carefully about it. It is dangerous you can be swept away by the sea”. 4) Пример употребления: “It is advisable not to invest money into one thing. You are in danger of losing everything.” It is similar to: “Don’t put all your eggs into one basket.

Опираясь на приведённые выше примеры, приходим к выводу: 1)пословицы создавались на основе повседневных явлений жизни, закреплялись в языке, в дальнейшем принимая более глубокое духовное назначение. 2) познавая пословицы, мы обогащаем свой внутренний мир, учимся понимать и принимать жизненный опыт другого народа. Через «язык пословиц», мы познаем то, как другой народ чувствует и воспринимает мир, что в свою очередь формирует и развивает наше собственное миропонимание и мироощущение.

Для тренажера мы выбрали 30 пословиц, которые широко можно применять в современной речи.

Понятие мудрое высказывание состоит из слов: «мудрый» 1. Человек, обладающий большим умом. 2.Основанный на больших знания и на опыте, и слова «высказывание» 1.Высказанное суждение. [3]. Таким образом, «мудрое высказывание» – это высказанное суждение, основанное на больших знаниях, опыте.

Мудрое высказывание, это фраза или утверждение, созданное для того, чтобы пробудить мудрость «сердца», которое направляет наше мышление, “a thought-provoking challenge”. Сердце, это наш духовный разум, развитие интеллекта без опоры на мудрость сердца, делает наше развитие несовершенным. Мудрые высказывания являются опорой при принятии решения в трудных ситуациях. В устной речи мудрые высказывания это признак развитого сознания.

Раздел урока, “English for life”, в наше время, как никогда актуален. Мудрые высказывания разбираем поэтапно. Рассуждаем, о чем говорит мудрое высказывание, для того, чтобы соотнести его с личностным пониманием, на основании чего делается выбор: принятия или непринятия, как ценности в формирования своего мировоззрения.

Например:

  1. “Love the life you live. Live the life you love.” Bob Marley. Ход рассуждений: “The feeling of love is the highest of all feelings. When you fill every present moment of your life with love, you start living the life of your love”. «Любить – это самое наивысшее чувство человека и наполнять любовью жизнь, означает любить каждое мгновение своей жизни, что и приводит к тому, что мы живем жизнь, которую мы любим!» «Your time is limited, so don’t waste it living someone else’s life. Don’t be trapped by dogma, which is living with the results of other people’s thinking,” Steve Jobs. “Not to waste our life means that we should explore it by ourselves, rather than learning how to live it, as each life is unique and unrepeatable. Dogma is the product of others’ thinking. Think for yourself. Don’t let others rule your thoughts and as a result, rule your life. Life is beautiful in its diversity”. «Не растрачивать свою жизнь напрасно, означает, что каждому следует исследовать свою жизнь самому, а не изучать, как жить свою жизнь, т.к. жизнь каждого неповторима и уникальна. Догма, это продукт размышлений других людей. Не следует позволять другим руководить нашими мыслями, а значит управлять нашей жизнью. Жизнь прекрасна в ее разнообразии», Стив Джобс, выступление перед выпускниками Станфордского университета, г. Калифорния, 2005г.

 

  • Вникая в суть значения мудрого высказывания, мы прорабатываем его на духовно- нравственном уровне, которое в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие, формируя умение и навык рефлексивного мышления.
  • Изучая мудрое высказывание, как “enlightenment” – «озарение» и просветление разума, мы способствуем формированию духовного мировоззрения. Становимся не только носителями, но и передаем его последующему поколению, тем самым созидая связь времен.

 

Таким образом, изучение и внедрение в практику речи на уроках английского языка английских пословиц и мудрых высказываний модернизует содержание, развивает сознание, интеллект, тренирует рефлексивное мышление, духовно обогащает обучающихся, и как следствие, способствует развитию качественного образования через реализацию воспитательного потенциала учебного процесса.

Для тренажера мы выбрали 30 мудрых высказываний, на которые «откликнулось сердце». Тренажер “Еnglish-proverbs-and-wise-quotes” находится в свободном доступе на сайте учителя nellikalashnik.ru.

Сравнение пословиц и мудрых высказываний мы провели по следующим направлениям:

История возникновения, авторство По способу изложения мысли Применение
общее Пословицы, мудрые высказывания – это жизненные явления, передаваемые в качестве совета, помогающие выживать. Пословицы и мудрые высказывания первоначально имеют прямой смысл и имеют функционально развивающую направленность. Пословицы и мудрые высказывания равнозначно ценны для каждого человека и напрямую связаны с уровнем интеллектуального развития человека.
различие Пословицы, как «истины», не фиксировались изначально, как кем то сказанные, т.к. явление, которое имеет «истинность», принадлежит всем.

Мудрые высказывания являются продуктом «озарения» в результате процесса духовного или научного познания человека. Фиксировались в дневниках, являются авторскими.

Смысл пословицы понятен большинству людей, так как опирается на жизненные явления.

Смысл мудрых высказываний требует процесса интеллектуального осмысления и духовной зрелости.

Пословицы связаны с бытовой деятельностью человека, прямой смысл может трансформироваться в иносказательное значение, функционируя как совет или наставление.

Мудрые высказывания связаны с наукой и с духовным ростом человека. Смысл мудрого высказывания открывается и резонирует в зависимости от потребностей самого человека.

 

Исследовательская часть проекта посвящена исследованию использования пословиц и мудрых высказываний в научно-популярном стиле речи.

Научно-популярный стиль речи, является стилем научно-практических конференций на канале TED Talks. “TED-style Talks” имеет следующие характеристики: “TED-style talks” представляют не по записи, а по памяти. Речь не спонтанная, как многие представляют. Каждое слово является значимым.. “TED Talks” отличаются от делового – научного стиля речи своим подходом. Речь всегда персонализирована. TED talks, это путешествие из невежества в понимание. TED talks дают ощущение прорыва и новое видение решения проблемы. В каждой речи присутствует “ah-hah!” moment” (выражение, используемое на TED talks). Речь лаконична и ограничена временными рамками 5-18 минут. Единственный критерий, которого все обязаны придерживаться, это «говорить о том, о чем не можешь молчать».

Использование короткометражных видеофильмов по различным темам, таких каналов как, TED Talks, TEDx Talks, на уроках английского играет важную роль, так как это:

  • развивает когнитивные способности обучающихся, формирует умения и навыки критического осмысления научной информации и рефлексивного мышления;
  • развивает умения и навыки аудирования, говорения, обогащает речь через расширение лексического запаса и умение преодолевать языковые трудности;
  • обучающиеся приобретают опыт и культуру общения в научной среде;
  • объединяет учебный процесс и реальность современной жизни.

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос: «Используют ли участники научно – практических конференций TED Talks пословицы и мудрые высказывания?» мы изучили 12 видеофильмов на каналах TED Talks, TEDx Talks. Для просмотра были выбраны видеозаписи конференций, тематика которых представляет интерес для авторов проекта и пробудила желание и  потребность проанализировать содержание.

В результате исследования было выявлено, что в речи выступающих используются: пословиц – 0, мудрых высказываний – 38. Время, затраченное на просмотр фильмов, составляет 180.16 минут, или 3 часа.

Исследование показало, что:

  • Пословицы не имеют популярности в научно – популярном стиле речи, в силу того, что явление, которое имеет «истинность», принадлежит всем.
  • Мудрые высказывания присутствуют в научно-популярном стиле речи, наличие напрямую связано с форматом “ah-hah!” moment” TED Talks и личностью выступающего.

Таким образом, в результате проведенного исследования была опровергнута гипотеза, о том, что пословицы являются характерными для научно-популярного стиля речи.

Гипотеза о том, что мудрые высказывания являются характерными для данного стиля речи, подтвердилась.

Изучение пословиц и мудрых высказываний позволит обучающимся не только слышать их в речи, но и свободно оперировать ими, тем самым развивать аутентичный английский язык, память, мышление и остроту ума, и учит быть мудрыми.

«…рассудительные в словах и сами умудряются». [1]

 

Практическая часть проекта направлена на создание цифрового тренажера с использованием образовательного ресурса https://learningapps.org

Распространение цифровых технологий позволяет сделать обучение непрерывным, индивидуально-ориентированным, гибким и динамичным процессом. Психологические исследования доказали, что у учащихся формируется навык творческого, теоретического и операционного мышления, умеющего принимать оптимальные решения. Использование ЦОР в учебном процессе способствует более эффективному формированию модульно- рефлексивного стиля мышления. [2] . [4]

Для работы с тренажером по изучению пословиц и мудрых высказываний, мы создали печатное приложение. Оно включает два раздела. Первый раздел – сводная таблица с пословицами. Второй раздел – сводная таблица с мудрыми высказываниями.

Опираясь на опыт работы с тренажером, мы отобрали те упражнения, которые одновременно с изучением самих пословиц и мудрых высказываний, максимально способствуют развитию слуховой и зрительной памяти.

Созданный тренажер предоставляет условия для формирования навыков самообучения, саморазвития, самообразования; для развития памяти, реакции, внимания, нового стиля мышления. Созданный на основе цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ тренажер отвечает на требования, заявленные во ФГОС третьего поколения.

Главной ценностью тренажера является его интерактивность, общедоступность и наличие внутренней и внешней обратной связи «педагог – образовательный ресурс – обучаемый».

Проведенное исследование и внедрение в практику образовательного процесса изучения пословиц и мудрых высказываний дает нам возможность модернизировать содержание обучения на английском языке и сделать следующие выводы:

  • Познавая пословицы, мы обогащаем свой внутренний духовный мир, учимся понимать и принимать культуру и жизненный опыт другого народа, формируем и развиваем наше собственное миропонимание и мироощущение.
  • Мудрое высказывание, это суждение, основанное на больших знаниях, опыте, пробуждает мудрость «сердца», которое направляет наше мышление. Сердце, это наш духовный разум, развитие интеллекта без опоры на мудрость сердца, делает наше развитие несовершенным.
  • Изучая мудрое высказывание, как результат “enlightenment” – «озарение» и просветление разума, мы способствуем формированию мировоззрения. Становимся не только носителями, но и передаем его последующему поколению, тем самым созидая связь времен.
  • Тренажер развивает познавательный интерес к изучению английского языка;
  • Возможности тренажера надо расширять и внедрять в практику учебного процесса с целью предоставления учащимся комбинированной формы обучения (традиционной и дистанционной);
  • Изучение и внедрение в практику речи английских пословиц и мудрых высказываний создает возможность свободно оперировать ими, развивает аутентичный английский язык, память, мышление и учит быть мудрыми, и как следствие, способствует развитию высоконравственной личности школьника, формирует способность и умение опираться на духовные ценности мироздания в процессе изучения английского языка.
  • В ходе работы над проектом родились новые высказывания: «Для того чтобы научиться мыслить по новому надо разучиться мыслить по старому». «Не важно, что ты делаешь, важно каким ты становишься». «Подножка, так же как и поддержка, может прийти от человека, от которого не ожидаешь. Значит, надо смотреть не на человека, а на то, что приходит через него». «Мы падаем, чтобы научиться подниматься». «Легких путей не бывает, если тебе легко, значит это не твой путь».

 

Литература

  1. Библия. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Притч. 1:5:29
  2. Методика использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании информатики в основной школе. https://clck.ru/YfLCV
  3. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». Москва, «Русский язык»
  4. Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе. https://clck.ru/YfLiw, https://clck.ru/YfMmf
  5. Снегирев И.М. «Русские народные пословицы и притчи». Москва: Унив. тип.
  6. Good News Bible. Proverbs. 1:5, 10:10 (Today’s English Version), The Bible Collins.1990
  7. Lera Boroditsky TEDWomen 2017. “How language shapes the way we think”.

Сертификат IV Международной научно-практической конференции “Перспективы развития современного образования”

сертификат_конференция_Калашник-Нелли-Николаевна-(7)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *