Сходство и различие пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно-практических конференций TED TALKS

zashchita-proekta-01

Автор: Агабабян София Ваграмовна, ученица 10б класса МБОУ «Средняя школа № 43».

Руководитель: Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 43».

Наш «язык» формирует наше мышление. Соответственно, то, что мы изучаем, то, о чем мы говорим, является «food for thought» , «пищей для мысли», а значит, тем, над чем начинает работать наш мозг, а работа мозга, это и есть наше мышление.

Разные народы мыслят и воспринимают жизнь по-разному, в силу того,  что их «язык», “language” формирует такое восприятие мира. Таким образом, содержание нашей речи не только формирует мышление, но и определяет направление процесса мышления, т.е то о чем думать.

Потребность в «руководстве жизни» , в мудром наставлении привела нас к изучению пословиц и мудрых высказываний, которые помогают во время «испытания» найти верное решение и учат мыслить самостоятельно.

Через изучение пословиц и мудрых высказываний мы можем развивать то, в чем нуждаемся, мудрость.

Поэтому тема нашего проекта «Сходство и различие пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно-практических конференций TED TALKS».

При погружении в данную тему возникает вопрос: «Насколько эти элементы речи, которые являются проявлением мудрости человечества, характерны для речи современников?»

Выявилась проблема: «Используют ли участники научно – практических конференций TED Talks пословицы и мудрые высказывания?»

Объектом исследования является научно – популярный стиль речи участников научно – практических конференций TED Talks и TEDх Talks.

Предметом исследования – схожесть и различие пословиц и мудрых высказываний и использование их в научно – популярном стиле речи.

Цель проекта: определение сходств и различий пословиц и мудрых высказываний и выявление фактов использования их в речи участников научно-практических конференций TED TALKS».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Определить основные термины и понятия пословиц и мудрых высказываний и их значимость при изучении английского языка.
  2. Выбрать и обосновать методы исследования.
  3. Выявить сходство и различие пословиц и мудрых высказываний .
  4. Провести текстуальный анализ речи выступающих участников на TED Talks.
  5. Обобщить результаты и сделать выводы.
  6. Создать тренажер с использованием образовательного ресурса https://learningapps.org/, как инструмент развития мышления и обогащения речи участников учебного процесса пословицами и мудрыми высказываниями.

Таким образом, в основу данной исследовательской работы положена гипотеза: если пословицы и мудрые высказывания  имеют назначение передачи опыта и учат относиться к явлениям жизни, как ступенькам развития умения делать правильный выбор, то в научно – популярном стиле речи выступающих спикеров на TED TALKS они присутствуют.

Актуальность исследовательской части проекта заключается в том, что необходимо было исследовать используются  или отсутствуют  пословицы и мудрые высказывания  в научно-популярном стиле речи. Продолжает ли обогащаться  культурное наследие английского языка, или  существует тенденция ее утраты.

Актуальность практической части заключается в необходимости развитии процессов мышления, формировании и развитии  личностного мировоззрения через понимание жизненных ситуаций с опорой на пословицы и мудрые высказывания.

Новизна проекта заключается в том что, во-первых, объектом исследования являются современная речь участников научно-практических конференций TED Talks; во-вторых – мы провели сравнительный анализ пословиц и высказываний, что углубило наше понимание и сделало работу значимой для учебного процесса!

Созданный цифровой продукт – тренажер – создает условие для развития мышления через духовно развивающее содержание.

Методы исследования  Представлены на слайде.

zashchita-proekta-09

Данная работа состоит из аннотации, трех глав:

  • теоретической,
  • исследовательской
  • и практической, в которых мы рассмотрели схожесть и различие пословиц и мудрых высказываний и создали онлайн тренажер для их эффективного изучения.

Сформулирован вывод и сделано заключение.

zashchita-proekta-11
zashchita-proekta-12
zashchita-proekta-13
zashchita-proekta-14

С целью выявления понимания значимости пословиц и мудрых высказываний в речи, мы провели опрос среди учащихся 11а, 11б, 10б классов. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 18 учащихся. Респондентам были заданы вопросы с выбором ответа.

1. Как часто вы слышите пословицы/ мудрые высказывания в общении?

Пословицы «Редко» – 60%,  мудрые высказывания «Редко» – 60%.

2. Опираетесь ли вы на пословицы/ мудрые высказывания при решении жизненных вопросов?

Пословицы «Нет» – 60%, мудрые высказывания «Затрудняюсь ответить» – 60%.

Актуальность изучения пословиц и мудрых высказываний подтверждается ответами на третий и четвертый вопросы. «Считаете ли вы, что пословицы/ мудрые высказывания нужны нам как культурное,   духовное и интеллектуальное наследие человечества?  90% и 85% учащихся ответили «Да»

И на вопрос «Хотели бы вы использовать пословицы/ мудрые высказывания в своей речи?» 89% , и  84% учащихся ответили «Да».

Итак, пословица это краткое народное изречение с назидательным смыслом.

zashchita-proekta-16

Процессом рождения пословицы может стать определенное событие в жизни, или ежедневное действие, метко подмеченное человеком, ставшее важным и значимым, как назидательное. Лорд Джон Рассел, Премьер – Министр Великобритании поэтично определил пословицу как “a proverb is the wit of one, and the wisdom of many.” «Остроумие одного – это мудрость для многих».

В разделе урока, “English for life”, мы исследуем:

  1. значение пословицы,
  2. происхождение,
  3. толкование,
  4. применение в жизни.

Например: Only a fool tests the depth of the water with both feet. 1.Буквально означает:  Только глупый измеряет глубину воды двумя ногами

  1. Происхождение: African
  2. Толкование: It is not wise to jump into a situation before thinking carefully about it. It is dangerous you can be swept away by the sea.

Пример употребления: Don’ t invest money into one thing. You can be  in danger of losing everything.”

Similar to: “Don’t put all your  eggs into one basket.”

В процессе исследования пословиц мы  пришли к выводу: 1) пословицы создавались на основе явлений жизни, закреплялись в языке, в дальнейшем принимая более глубокое духовное значение.

Для тренажера мы выбрали 30 пословиц, которые широко можно применять в современной речи, часть представлена на слайде.

zashchita-proekta-17

Понятие «Мудрое высказывание» состоит из терминов:

  • «Мудрый» 1. Обладающий большим умом. 2.Основанный на больших знаниях, опыте.
  • «Высказывание» 1.Высказанное суждение.

Таким образом, мудрое высказывание – это высказанное суждение, основанное на больших знаниях, опыте.

zashchita-proekta-19

Раздел урока, “English for life”, в наше время, как никогда актуален. Мудрые высказывания разбираем поэтапно. Рассуждаем, о чем говорит  мудрое высказывание, соотносим его с личностным пониманием, на основании чего делается выбор: принятия или непринятия, как ценности в  формирования своего мировоззрения.  Например: высказывание Steve Jobs

«Don’t be trapped by dogma, which is living with the results of other people’s thinking,” Steve Jobs.

Вникая в суть значения мудрого высказывания, мы прорабатываем его на духовном уровне, которое в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие, формируя умение и навык рефлексивного мышления.

Изучая мудрое высказывание, как “enlightenment” – «озарение» и просветление разума, мы формируем мировоззрение.

zashchita-proekta-20
zashchita-proekta-21

Сравнительный анализ выявил общие черты: пословицы и мудрые высказывания выполняют роль совета, имеют функционально развивающую направленность, связаны с уровнем интеллектуального развития человека.

Основные различия заключаются в следующем: половицы, как истина не являются авторскими, высказывания продукт «озарения» автора. Пословицы опираются на жизненные явления и понятны большинству, а высказывания требуют осмысления. Пословицы функционируют как наставление, а высказывания  связаны с духовным ростом человека,  их смысл открывается, и резонируют в зависимости от потребностей человека.

Перейдем к Исследовательской части.

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос: «Используют ли участники научно-практических конференций TED Talks пословицы и мудрые высказывания?» мы изучили 12 видео на каналах TED Talks, TEDx Talks.

В речи выступающих было выявлено пословиц- 0, мудрых высказываний – 38

Время, затраченное на просмотр фильмов, составляет 180.16 минут, или 3 часа.

zashchita-proekta-22
zashchita-proekta-23
zashchita-proekta-24
zashchita-proekta-25
zashchita-proekta-26
zashchita-proekta-27

zashchita-proekta-28

В практической части для тренажера мы выбрали 30 пословиц и 30 мудрых высказываний, на которые «откликнулось сердце». Тренажер состоит из игровых упражнений на пословицы – 9, упражнений на мудрые высказывания – 8.

zashchita-proekta-29

  • Мудрые высказывания присутствуют в научно-популярном стиле речи, наличие напрямую связано с форматом “ah-hah!” moment” TED Talks и личностью выступающего.
  • Пословицы не имеют популярности в научно – популярном стиле речи, в силу того, что явление, которое имеет «истинность», принадлежит всем.

zashchita-proekta-30

Таким образом, в результате проведенного исследования была опровергнута гипотеза, о том, что пословицы являются характерными для научно-популярного стиля речи. Гипотеза о том, что мудрые высказывания являются характерными для данного стиля речи, подтвердилась.

Приложение

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *