Цифровые образовательные технологии в учебном процессе на примере цифрового тренажера «Phrasal verbs matter»

Выступление в рамках научно-практической конференции «Урок иностранного языка – источник продуктивных технологий обучения и воспитания»

МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

17 апреля 2019 года

(из опыта работы)

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-01

Если вы не хотите, чтобы ваши ученики, разговаривая на английском языке, звучали на уровне учебника средней школы, и стремитесь вырваться из ловушки “intermediatelevel”, тогда расширение словарного запаса через употребление фразовых глаголов станет для них ключом к более эффективному выражению своих мыслей и позволяет достичь аутентичного  естественного уровня владения языком.

Фразовые глаголы – это «емкие слова», которые содержат много смысла. По фразовым глаголам опознают аутентичность английского языка. Интересно, что лингвисты между собой шутят: «произносим «фразовый глагол», имеем в виду «английский язык». В английском языке насчитывают около пяти тысяч фразовых глаголов. В устной речи носители языка используют несколько сотен, а в письменной речи до одной тысячи фразовых глаголов.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-02

Существующая проблема заключается в том, что владение фразовыми глаголами остается на уровне пассивной лексики и редко используются в речи обучающимися.

Желая исправить сложившуюся ситуацию и решить выявленную проблему, появилась идея создания цифрового продукта тренажера под названием “Phrasal verbs matter” с использованием цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-03

Психологические исследования отмечают положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого и теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, которое помогает принимать оптимальные решения. Использование ЦОР в учебном процессе способствует более эффективному формированию модульно-рефлексивного стиля мышления.

По типу  цифровых образовательных ресурсов https://learningapps.org/ является инструментальным средством для создания электронных тренажеров в игровом формате. Приложением LearningApps.org  включают 20 игровых упражнений.

При помощи ресурса LearningApps.org мы создалицифровой тренажер под названием “Phrasalverbsmatter”  по изучению фразовых глаголов, реализующего программу  9 -11 классов.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-04
cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-05
cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-06

Виды созданных упражнений – тренажеров цифрового продукта:

  1. «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают

значение к фразовому глаголу,  из предложенных четырех. (уровень знание- понимание – применение)

https://learningapps.org/display?v=p7ekp01rn17

  1. «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают

фразовый глагол, из четырех предложенных, к озвученному значению, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. (уровень применение – анализ)

https://learningapps.org/display?v=pvxa2amjt17

  1. «Заполни пропуски». Учащиеся подбирают правильную частицу к глаголу в связанном рассказе или наборе предложений составленных на аутентичном материале. (уровень применение – анализ – оценивание) https://learningapps.org/display?v=piayyeiy218

https://learningapps.org/display?v=prtzi2v1j18

  1. «Найти пару». Учащиеся группируют значение и фразовый глагол и создают пару. (уровень применение – анализ). Более сложный вариант этого упражнения – тренажера, группирование через процесс аудирования. Учащиеся развивают навык понимания значения глагола на слух. https://learningapps.org/display?v=p2j5q5nwa18

https://learningapps.org/display?v=pdaeypa8k18

  1. «Кто хочет стать миллионером». Для контроля качества освоения глаголов.(применение-анализ оценивание)

https://learningapps.org/display?v=pdfxzi6pc17

  1. Викторина с вводом правильного ответа.(применение-анализ оценивание)

https://learningapps.org/display?v=p9tmqfu8519

7.Игра «скачки» – прослушать начало предложения с фразовым глаголом и подобрать концовку(применение-анализ)

https://learningapps.org/display?v=psy1vq6wj19

  1. Упражнение «парочки» – направлено не только на освоение фразового глагола, но и развивает память.

https://learningapps.org/display?v=prupbxc6n19

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-07

Одной из главных ценностей созданного цифрового продукта является его интерактивность и возможность осуществления внутренней и внешней обратной связи «педагог – образовательный ресурс – обучаемый».

Ученик получает информацию в ответ на свои действия при выполнении упражнений. Эта связь помогает учащемуся сделать самокоррекцию и осознанный вывод об успешности или ошибочности решения. Это развивает навык  рефлексии, стимулирует и помогает оценить и скорректировать результаты. Цифровой продукт можно создавать с разъяснениями, подсказками, «наталкиванием на мысль», с информацией о правильности действий или демонстрацией правильного ответа.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-08

Цифровой продукт облегчает понимание изучаемого материала.воздействуя на слуховую и эмоциональную память.  Позволяет сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Это «бесконечно терпеливый наставник», дающий практически неограниченное количество попыток выполнить задание, более того, сам процесс экономичен по времени. А опыт показывает, что фразовые глаголы требуют постоянного повторения. Цифровой тренажер позволяет реализовать эту потребность и предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы. Создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, а значит, формировать навыки самообучения, саморазвития, самообразования.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-09

Таким образом, самыми важными позитивными моментами использования цифрового образовательного ресурса, в изучении английского языка, которые заключаются в том, что создаются условия для формирования навыков самообучения, саморазвития, самообразования; для развития памяти, реакции, внимания, нового стиля мышления. Созданный на основе цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ цифровой продукт позволяет учащимся экономично оперировать вариантами решения задач, быстро получать обратную связь для анализа и рефлексии своего учебного процесса без посредника-педагога, а это отвечает на требования, заявленные во ФГОС.

Для выявления эффективности созданного цифрового продукта “Phrasal verbs matter” мы провели эксперимент.

Цель эксперимента: выявить влияние цифрового образовательного продукта на качество освоения фразовых глаголов.

Процедура эксперимента.

  1. Первичное знакомство с фразовым глаголом, через анализ значений по основному смыслу и влияния частицы на смысловое содержание фразы.
  2. Освоение фразового глагола а) по упражнениям цифрового продукта и печатного приложения.
  3. Контроль качества освоения глагола.

Таким образом, один и тот же глагол осваивался двумя способами. На освоение глаголов отводилось 10 минут. По истечению времени поводился контрольный замер качества освоения глагола. Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия: группы были сформированы по желанию участников, а значит мотивированные на положительный результат. Каждая группа включает учащихся, у которых отметка за первое полугодие «5»- 4 чел. «4» – 4 чел и «3»- 4 чел. Эксперимент проводился во время учебного процесса на уроке.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-10

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что обучающиеся, которые имеют отметку «отлично», выполняют задание без ошибок -100%, не зависимо от способа. У обучающихся, у которых отметка «хорошо», разница между результатом цифрового и печатного приложения уже значительная. Качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 77.6%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 87.8%, что на 10.2% выше по сравнению с печатным приложением. Обучающиеся, имеющие отметку «удовлетворительно», качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 65%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 71.8%, что на 6.8 % выше по сравнению с печатным приложением.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-12

Обучающиеся говорят о том, что им  гораздо легче «вытаскивать» из памяти фразовые глаголы после работы с цифровым продуктом. Объяснением этому могут служить исследования ученых по использованию “retrieving tests” в обучении. Созданный цифровой продукт предполагает освоение глаголов через постоянное тестирование, это дает возможность мозгу формировать прочность знания и быстрый «доступ» к нему.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-11

Из 12 учащихся 75% отдали предпочтение работе с цифровым приложением. Все обучающиеся говорят о том, что цифровой тренажер активизирует мыслительную деятельность, заставляет думать быстрее, и формирует желание выполнить работу на 100%. Самыми эффективными упражнениями считают: а) «викторину с выбором правильного ответа»; в) «найти пару», с) «кто хочет стать миллионером». Именно те, упражнения в которых к озвученному значению, надо выбрать правильный глагол, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. 25% учащихся отдали предпочтение работе с карточками по печатному приложению, отмечая, что так спокойнее и комфортнее, все варианты ответа даны изначально, нет постоянного напряжения, чтобы сделать выбор.

cifrovye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_uchebnom_processe-13

Проведенное экспериментальное исследование дали нам возможность сделать следующие выводы:

  • Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 86.2.% . На 5.6% выше по сравнению с печатным способом.
  • Возможности цифрового продукта надо расширять и внедрять в практику учебного процесса с целью предоставления учащимся комбинированной формы обучения (традиционной и дистанционной);
  • Цифровой продукт развивает познавательный интерес к изучению фразовых глаголов;
  • Использование цифрового продукта не исключает традиционного (печатного) способа освоения материала.

Тренажер, реализующий программу 11 класса находится в свободном доступе по адресу: http://nellikalashnik.ru/phrasal-verbs-matter-manual/exercises/.

В перспективе, осенью 2019 г, мы планируем дать свободный доступ  к цифровому тренажеру, реализующему программу по изучению фразовых глаголов 9 и 10 классов.

 

Список использованных источников

  1. Википедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фразовый_глагол
  2. Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ГИА по английскому языку: Грамматика и лексика. – 2-е изд. – Macmillian, 2014. – 181 c.
  3. Григорьев С.В. Фразовые глаголы. Учебно-справочное пособие. – СПб. : 2003. – 87 с.
  4. Дмитриева Е.В. Некоторые аспекты изучения фразовых глаголов на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. http://human.snauka.ru/2016/06/
  5. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/ И.Г. Захарова. – 3-е изд., стер. – М.: 2007. [Электронный ресурс]: https://refdb.ru/look/2886252-pall.html
  6. Методика использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании информатики в основной школе. [Электронный ресурс].

http://studbooks.net/1869767/pedagogika/metodika_ispolzovaniya_tsifrovyh…

  1. Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе. [Электронный ресурс].

http://studbooks.net/1869772/pedagogika/problemy_perspektivy_ispolzovaniya_tsifrovyh…

  1. Cell Press, [Электронный ресурс]. “How curiosity changes the brain to enhance learning,” Science Daily (2014).
  2. English phrasal verbs in use. Intermediate. Michael McCarthy, Felicity O’Dell. Cambridge University Press. 2009
  3. James Milton. Verginia Evans. A good turn of Phrase. Express Publishing. 2000
  4. М. Манн, С. Тейлор-Ноулз, Е. Клековкина. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика. – 3-е изд. – Macmillian, 2010.
  5. Martin Shovel. Making sense of phrasal verbs. Prentice Hall International Limited.1992
  6. Pam Belluck, (January 20, 2011). [Электронный ресурс]. “To Really Learn, Quit Studying and Take a Test.”
  7. The New York Times. Macmillian Dictionary Website [Электронный ресурс] http://www.macmillandictionary.com/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *