Выступление в рамках научно-практической конференции «Урок иностранного языка – источник продуктивных технологий обучения и воспитания»
МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»
17 апреля 2019 года
(из опыта работы)
Если вы не хотите, чтобы ваши ученики, разговаривая на английском языке, звучали на уровне учебника средней школы, и стремитесь вырваться из ловушки “intermediatelevel”, тогда расширение словарного запаса через употребление фразовых глаголов станет для них ключом к более эффективному выражению своих мыслей и позволяет достичь аутентичного естественного уровня владения языком.
Фразовые глаголы – это «емкие слова», которые содержат много смысла. По фразовым глаголам опознают аутентичность английского языка. Интересно, что лингвисты между собой шутят: «произносим «фразовый глагол», имеем в виду «английский язык». В английском языке насчитывают около пяти тысяч фразовых глаголов. В устной речи носители языка используют несколько сотен, а в письменной речи до одной тысячи фразовых глаголов.
Существующая проблема заключается в том, что владение фразовыми глаголами остается на уровне пассивной лексики и редко используются в речи обучающимися.
Желая исправить сложившуюся ситуацию и решить выявленную проблему, появилась идея создания цифрового продукта тренажера под названием “Phrasal verbs matter” с использованием цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/
Психологические исследования отмечают положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого и теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, которое помогает принимать оптимальные решения. Использование ЦОР в учебном процессе способствует более эффективному формированию модульно-рефлексивного стиля мышления.
По типу цифровых образовательных ресурсов https://learningapps.org/ является инструментальным средством для создания электронных тренажеров в игровом формате. Приложением LearningApps.org включают 20 игровых упражнений.
При помощи ресурса LearningApps.org мы создалицифровой тренажер под названием “Phrasalverbsmatter” по изучению фразовых глаголов, реализующего программу 9 -11 классов.
Виды созданных упражнений – тренажеров цифрового продукта:
- «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают
значение к фразовому глаголу, из предложенных четырех. (уровень знание- понимание – применение)
https://learningapps.org/display?v=p7ekp01rn17
- «Викторина с выбором правильного ответа». Учащиеся подбирают
фразовый глагол, из четырех предложенных, к озвученному значению, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. (уровень применение – анализ)
https://learningapps.org/display?v=pvxa2amjt17
- «Заполни пропуски». Учащиеся подбирают правильную частицу к глаголу в связанном рассказе или наборе предложений составленных на аутентичном материале. (уровень применение – анализ – оценивание) https://learningapps.org/display?v=piayyeiy218
https://learningapps.org/display?v=prtzi2v1j18
- «Найти пару». Учащиеся группируют значение и фразовый глагол и создают пару. (уровень применение – анализ). Более сложный вариант этого упражнения – тренажера, группирование через процесс аудирования. Учащиеся развивают навык понимания значения глагола на слух. https://learningapps.org/display?v=p2j5q5nwa18
https://learningapps.org/display?v=pdaeypa8k18
- «Кто хочет стать миллионером». Для контроля качества освоения глаголов.(применение-анализ оценивание)
https://learningapps.org/display?v=pdfxzi6pc17
- Викторина с вводом правильного ответа.(применение-анализ оценивание)
https://learningapps.org/display?v=p9tmqfu8519
7.Игра «скачки» – прослушать начало предложения с фразовым глаголом и подобрать концовку(применение-анализ)
https://learningapps.org/display?v=psy1vq6wj19
- Упражнение «парочки» – направлено не только на освоение фразового глагола, но и развивает память.
https://learningapps.org/display?v=prupbxc6n19
Одной из главных ценностей созданного цифрового продукта является его интерактивность и возможность осуществления внутренней и внешней обратной связи «педагог – образовательный ресурс – обучаемый».
Ученик получает информацию в ответ на свои действия при выполнении упражнений. Эта связь помогает учащемуся сделать самокоррекцию и осознанный вывод об успешности или ошибочности решения. Это развивает навык рефлексии, стимулирует и помогает оценить и скорректировать результаты. Цифровой продукт можно создавать с разъяснениями, подсказками, «наталкиванием на мысль», с информацией о правильности действий или демонстрацией правильного ответа.
Цифровой продукт облегчает понимание изучаемого материала.воздействуя на слуховую и эмоциональную память. Позволяет сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Это «бесконечно терпеливый наставник», дающий практически неограниченное количество попыток выполнить задание, более того, сам процесс экономичен по времени. А опыт показывает, что фразовые глаголы требуют постоянного повторения. Цифровой тренажер позволяет реализовать эту потребность и предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы. Создает условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, а значит, формировать навыки самообучения, саморазвития, самообразования.
Таким образом, самыми важными позитивными моментами использования цифрового образовательного ресурса, в изучении английского языка, которые заключаются в том, что создаются условия для формирования навыков самообучения, саморазвития, самообразования; для развития памяти, реакции, внимания, нового стиля мышления. Созданный на основе цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ цифровой продукт позволяет учащимся экономично оперировать вариантами решения задач, быстро получать обратную связь для анализа и рефлексии своего учебного процесса без посредника-педагога, а это отвечает на требования, заявленные во ФГОС.
Для выявления эффективности созданного цифрового продукта “Phrasal verbs matter” мы провели эксперимент.
Цель эксперимента: выявить влияние цифрового образовательного продукта на качество освоения фразовых глаголов.
Процедура эксперимента.
- Первичное знакомство с фразовым глаголом, через анализ значений по основному смыслу и влияния частицы на смысловое содержание фразы.
- Освоение фразового глагола а) по упражнениям цифрового продукта и печатного приложения.
- Контроль качества освоения глагола.
Таким образом, один и тот же глагол осваивался двумя способами. На освоение глаголов отводилось 10 минут. По истечению времени поводился контрольный замер качества освоения глагола. Для чистоты эксперимента были соблюдены следующие условия: группы были сформированы по желанию участников, а значит мотивированные на положительный результат. Каждая группа включает учащихся, у которых отметка за первое полугодие «5»- 4 чел. «4» – 4 чел и «3»- 4 чел. Эксперимент проводился во время учебного процесса на уроке.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что обучающиеся, которые имеют отметку «отлично», выполняют задание без ошибок -100%, не зависимо от способа. У обучающихся, у которых отметка «хорошо», разница между результатом цифрового и печатного приложения уже значительная. Качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 77.6%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 87.8%, что на 10.2% выше по сравнению с печатным приложением. Обучающиеся, имеющие отметку «удовлетворительно», качество освоения фразовыми глаголами по печатному приложению составляет 65%. Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 71.8%, что на 6.8 % выше по сравнению с печатным приложением.
Обучающиеся говорят о том, что им гораздо легче «вытаскивать» из памяти фразовые глаголы после работы с цифровым продуктом. Объяснением этому могут служить исследования ученых по использованию “retrieving tests” в обучении. Созданный цифровой продукт предполагает освоение глаголов через постоянное тестирование, это дает возможность мозгу формировать прочность знания и быстрый «доступ» к нему.
Из 12 учащихся 75% отдали предпочтение работе с цифровым приложением. Все обучающиеся говорят о том, что цифровой тренажер активизирует мыслительную деятельность, заставляет думать быстрее, и формирует желание выполнить работу на 100%. Самыми эффективными упражнениями считают: а) «викторину с выбором правильного ответа»; в) «найти пару», с) «кто хочет стать миллионером». Именно те, упражнения в которых к озвученному значению, надо выбрать правильный глагол, развивая навык понимания значения через процесс аудирования. 25% учащихся отдали предпочтение работе с карточками по печатному приложению, отмечая, что так спокойнее и комфортнее, все варианты ответа даны изначально, нет постоянного напряжения, чтобы сделать выбор.
Проведенное экспериментальное исследование дали нам возможность сделать следующие выводы:
- Качество освоения фразовыми глаголами по цифровому продукту составляет 86.2.% . На 5.6% выше по сравнению с печатным способом.
- Возможности цифрового продукта надо расширять и внедрять в практику учебного процесса с целью предоставления учащимся комбинированной формы обучения (традиционной и дистанционной);
- Цифровой продукт развивает познавательный интерес к изучению фразовых глаголов;
- Использование цифрового продукта не исключает традиционного (печатного) способа освоения материала.
Тренажер, реализующий программу 11 класса находится в свободном доступе по адресу: https://nellikalashnik.ru/phrasal-verbs-matter-manual/exercises/.
В перспективе, осенью 2019 г, мы планируем дать свободный доступ к цифровому тренажеру, реализующему программу по изучению фразовых глаголов 9 и 10 классов.
Список использованных источников
- Википедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фразовый_глагол
- Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Учебное пособие для подготовки к ГИА по английскому языку: Грамматика и лексика. – 2-е изд. – Macmillian, 2014. – 181 c.
- Григорьев С.В. Фразовые глаголы. Учебно-справочное пособие. – СПб. : 2003. – 87 с.
- Дмитриева Е.В. Некоторые аспекты изучения фразовых глаголов на уроках английского языка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. http://human.snauka.ru/2016/06/
- Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/ И.Г. Захарова. – 3-е изд., стер. – М.: 2007. [Электронный ресурс]: https://refdb.ru/look/2886252-pall.html
- Методика использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании информатики в основной школе. [Электронный ресурс].
http://studbooks.net/1869767/pedagogika/metodika_ispolzovaniya_tsifrovyh…
- Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе. [Электронный ресурс].
http://studbooks.net/1869772/pedagogika/problemy_perspektivy_ispolzovaniya_tsifrovyh…
- Cell Press, [Электронный ресурс]. “How curiosity changes the brain to enhance learning,” Science Daily (2014).
- English phrasal verbs in use. Intermediate. Michael McCarthy, Felicity O’Dell. Cambridge University Press. 2009
- James Milton. Verginia Evans. A good turn of Phrase. Express Publishing. 2000
- М. Манн, С. Тейлор-Ноулз, Е. Клековкина. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика. – 3-е изд. – Macmillian, 2010.
- Martin Shovel. Making sense of phrasal verbs. Prentice Hall International Limited.1992
- Pam Belluck, (January 20, 2011). [Электронный ресурс]. “To Really Learn, Quit Studying and Take a Test.”
- The New York Times. Macmillian Dictionary Website [Электронный ресурс] http://www.macmillandictionary.com/
Recent comments