Автор: Третяк Анастасия Сергеевна, ученица 10 класса МБОУ «Средняя школа № 43» г. Нижневартовска.
Руководитель: Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 43» г. Нижневартовска.
Идиоматические выражения и идиомы, являются элементом фольклора и являются неотъемлемой частью культуры любого языка. Из истории языка известно, что в старину идиомы широко использовались в повседневной жизни. Это явление было абсолютно естественным для разговорной речи, и как следствие, имело свое отражение в литературе. История возникновения идиомы со временем утрачивается, и понять действительный смысл и предназначение выражения становится трудно. Значение идиоматического выражения практически становится загадкой для нас в современном мире.
Именно это ощущение, что идиоматическое выражение и есть, по сути, для нас в наше время «загадка», которую надо разгадать, заинтересовала меня и привела меня к поиску сходств и различий в использовании идиом и загадок при изучении английского языка. Возникает вопрос: «Насколько эти элементы речи, которые не только украшают и обогащают язык и речь, но и являются пищей для ума, развивают его, являются характерными в речи современников в научно – популярном стиле речи, или это элементы языка прошедших лет?». Валерия Бородицки, своей речи “How the language shapes the way we think” на TED Talks говорит о том, что наш «язык» формирует наше мышление. Таким образом, используя в речи идиомы и загадки, мы развиваем свое мышление.
Выступление участника на всероссийском форуме может дать представление о том, как правильно оформить работу и построить выступление.
Защита исследования состоялась в рамках Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» (Москва, 23-27 марта 2021 г.).
Защита исследовательской работы
Защиту своей работы, я бы хотела начать с загадки, которая буквально «родилась» во время работы над презентацией. Я предлагаю вам отгадать ее. WHAT shouldn’t you use to use IT? Дайте, пожалуйста, задание мозгу, «попросите его» отгадать ее. Отгадка в конце выступления.
Одно из идиоматических выражений Джекоба Барнета “Instead of learning your field of passion – be that field!” ставшее лозунгом нашей работы.
Итак, тема работы «Сходство и различие идиом и загадок и выявление фактов использования их в речи участников научно–практических конференций TED TALKS».
To start with, I will try not to ruffle your feathers by splitting hairs and making the room full of hot air!
(3 идиомы)
Именно это ощущение, что идиоматическое выражение и есть, по сути, для нас в наше время «загадка», которую надо разгадать, заинтересовала меня и привела меня к поиску сходств и различий в использовании идиом и загадок при изучении английского языка. Возникает вопрос: «Насколько эти элементы речи, которые не только украшают и обогащают язык и речь, но и являются пищей для ума, развивают его, являются характерными в речи современников в научно – популярном стиле речи, или это элементы языка прошедших лет?».
Выявилась проблема: «Используют ли участники научно – практических конференций TED Talks идиомы и загадки?»
Объект исследования: научно – популярный стиль речи участников научно – практических конференций TED Talks.
Предметом исследования : Сходство и различие идиом и загадок и использование их в научно-популярном стиле речи.
Вполне обоснованно возникли вопросы: «Какова история возникновения идиом и загадок? В чем заключается сходство и различие между ними? Какой скрытый смысл и назначение они имеют в речи? Насколько часто их используют в речи в наше время? Актуальна ли эта тема для современного мира?»
Таким образом, в основу данной исследовательской работы положена гипотеза: «Если идиоматические выражения и загадки являются характерными для разговорной речи, и предназначены для скрытия прямого и явного смысла, который надо разгадать, то в научно – популярном стиле речи выступающих спикеров на TED TALKS они отсутствуют».
Цель данного проекта: «Определение сходств и различий идиом и загадок и выявление фактов использования их в речи участников научно – практических конференций TED TALKS».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить основные термины и понятия по теме идиомы и загадки, и их значимость в изучении английского языка.
- Выбрать и обосновать методы исследования.
- Выявить сходства и различия идиом и загадок.
- Провести текстуальный анализ речи выступающих участников на TED Talks.
- Обобщить результаты и сделать выводы.
- Создать упражнения с использованием цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ как увлекательный тренажер ума и памяти, как инструмент развития мышления и обогащения речи участников учебного процесса идиомами и загадками.
Актуальность исследовательской части проекта заключается в том, что использование или отсутствие идиоматических выражений в научно – популярном стиле речи, является продолжением или результатом тенденции утраты культурного наследия английского языка, что необходимо было исследовать.
Актуальность практической части проекта заключается в необходимости развития процессов мышления, памяти, догадки обучающихся при помощи изучения и обогащения речи идиоматическими выражениями, загадками.
Новизна проекта в том что,
- Объектом исследования являются современная речь участников научно – практических конференций TED Talks.
- Созданный цифровой продукт – тренажер, в первую очередь, направлен на повышение качества образовательного процесса, отвечает ее потребностям, создает условие для независимого развития интеллектуальных способностей обучающихся через освоение идиоматических выражений и загадок.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, эксперимент, статистический, аналогия, конкретизация.
Научная статья состоит из 3 частей: Теоретической, исследовательской и практической.
Идиома – оборот речи, значение которого не определяется значением, входящих в него слов.
В Большом энциклопедическом словаре сказано, что слово «идиома» происходит от греческого «idioma», что обозначает особенность, своеобразие.
В образовании идиом нет общих закономерностей. Каждая идиома имеет своё происхождение. Процессом рождения идиомы может стать определенное событие в жизни, или ежедневное действие, которое затронуло внимание людей, стало для них важным и значимым. Уникальность этого процесса можно увидеть на примерах следующих идиом:
1.“Bite the bullet” Буквально означает: укусить пулю. История происхождения: в старину, когда не было возможности сделать анестезию, врачи просили пациента прикусить пулю, чтобы отвлечься от боли.
Толкование идиомы, её значение: данная идиома означает выдержать испытание, смириться с чем-то неприятным. (Русским аналогом данного выражения, в зависимости от контекста, могут быть фразы «стиснуть зубы», «мужаться», «собраться с духом»).
Например: “In the end, Tom had to bite the bullet and take responsibility”.
Опираясь на многочисленные примеры, мы пришли к выводу: идиомы создавались на основе явлений жизни, закреплялись в языке, в дальнейшем принимая более широкое значение.
Для тренажера были отобраны 15 идиом, которые широко можно применять в современной речи.
Понятие загадки
«Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет».
Загадка, это вопрос, фраза или утверждение, созданное для того, чтобы получить неожиданный и умный ответ. Когда говорящий использует загадку в своей речи, зачастую это делается с целью «разбудить мышление», “a thought-provoking challenge”, “they open our minds to a number of possibilities”, или это может быть забавный комментарий ради шутки. Очень часто загадки использовались в трудных ситуациях для избегания разрешения вопроса через физическую силу тела. Сила и острота ума останавливала физическое воздействие.
Сравнение идиом и загадок мы провели по следующим направлениям:
1) История создания возникновения. 2) Способ изложения мысли. 3) Способ «разгадывания»
Я остановлюсь на различиях
1) История создания возникновения- в Основе идиомы – жизненные события, природные явления. В Основе загадок – мифы, обычаи, традиции
2) Способ изложения мысли-В идиомах смысл имеет прямую связь с действительностью, а в загадках смысл изначально выражался иносказательно
3) Способ «разгадывания» – Для разгадки загадок нужны хорошо развитая логика, и для идиом понимание менталитета другого народа и особенностей языка.
В качестве эксперимента были проведены два урока. Участниками эксперимента стали учащиеся группы 10б класса. Цель эксперимента: проведение практического занятия по разгадыванию значений идиом и загадок. В результате эксперимента выяснилось:
- Отгадывая английские загадки «набиваешь руку» в понимании техник создания загадок
- загадки являются продуктом мыслительной деятельности человека, «искусственно созданные» умом человека
- мы познаем мир “from a different perspective”
- в основе появления идиомы лежит жизненное явление или наблюдение
- идиомы обогащают нас духовно, развивают наше мироощущение
- используя идиомы и загадки мы меняем свой язык и “сhanging the language we change the brain”
- разгадывание загадок, как и идиом, является практикой развития сообразительности, остроты ума, памяти и духовного роста.
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос: «Насколько, такие элементы речи как идиомы и загадки, которые украшают и обогащают язык и речь, формируют сознание, и тем самым развивают его, являются характерными в речи современников в научно-популярном стиле речи, или это элементы языка прошедших лет?» и определить, не происходит ли уже процесс «симплификации» языка, как это описано у Джорджа Оурелла (George Orwell) в романе «1984год», мы изучили 12 видеофильмов на каналах TED Talks, TEDx Talks. Для просмотра были выбраны видеозаписи конференций, тематика которых не оставила обучающихся равнодушными и пробудила желание и потребность проанализировать содержание.
В речи выступающих было выявлено 33 идиомы и ни одной загадки. Время, затраченное на просмотр фильмов, составило 173 минуты, или 2 часа 53 минуты.
Практическая часть работы посвящена созданию тренажера по изучению идиом и загадок (6 упражнений на идиомы и 3 упражнения на изучение загадок).
В заключении, я хочу сказать, что в результате проведенного исследования была опровергнута гипотеза, о том, что идиомы не являются характерными для научно-популярного стиля речи. Гипотеза о том, что загадки не являются характерными для данного стиля речи, подтвердилась.
В качестве послесловия
PS: WHAT shouldn’t you use to use IT?
В основу загадки легла английская традиция «Сумей НЕ солгать, если не хочешь сказать правду»
WHAT is a LIE. IT is the TRUTH
Recent comments