Исследовательская работа была представлена на Слете научных обществ учащихся образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска в 2018-2019 учебном году
Автор: Товт Анастасия Алексеевна, ученица 11 б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 43» г. Нижневартовска.
Научный руководитель: Калашник Нелли Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 43» г. Нижневартовска.
Данный проект является вторым и завершающим этапом работы по внедрению в учебный процесс цифрового тренажера “Phrasal verbs matter” по освоению фразовых глаголов по программе 9-11 классов. На первом этапе был создан тренажер для 11 класса.
Проект является научно-исследовательским. практико-ориентированным и решает следующие проблемы.
Исследовательская часть проекта
- Проблема 1: используются ли фразовые глаголы в научно -популярном стиле речи?
Практическая часть
- Проблема 2: обучающиеся редко используют фразовые глаголы в качестве активной лексики.
Причины:
- недостаточное количество времени отводится на изучение фразовых глаголов
- недостаточное количество тренировочных упражнений для отработки фразовых глаголов на уроках английского языка УМК Spotlight.
Цифровой продукт развивает познавательный интерес к изучению фразовых глаголов и способствует развитию аутентичности.
Цели:
- выявление фактов использования фразовых глаголов в научно -популярном стиле речи;
- создание цифрового тренажера “Phrasal verbs matter” по изучению фразовых глаголов, реализующего программу 9 и 10 классов.
Задачи:
- Изучить характерные признаки фразовых глаголов. Различие фразовых глаголов и глаголов с предлогами.
- Изучить понятие научно – популярный стиль речи.
- Исследовать видеофильмы и подкасты на каналах TED, TEDx, Video Advice, Bright Side на предмет употребления фразовых глаголов в научно – популярном стиле речи.
- Составить список предложений с фразовыми глаголами по каждому видео и включить их в тренажёр.
- Создать тренажер для обучающихся 9-10 классов с использованием цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/.
Сделать выводы об использовании фразовых глаголов в научно – популярном стиле речи.
Объектом исследования являются 8 научно – популярных короткометражных видеофильмов на каналах TED, TEDx, Video Advice, Bright Side.
Предметом исследования – фразовые глаголы в научно-популярном стиле речи.
На уроках английского языка, для развития навыков аудирования, мы часто используем научно – популярные коротко – метражные видеофильмы и подкасты по различным темам таких каналов как, TED, TEDx, Video Advice, Bright Side.
Этот вид работы мы называем “English for Life”. В процессе изучения английского языка на материале видеофильмов у учащихся сложилось впечатление, что фразовые глаголы практически отсутствуют в научно-популярном стиле речи. Закономерно возникли вопросы: «Используются ли фразовые глаголы в научно – популярном стиле речи? Является ли ощущение, что фразовые глаголы не используются в данном стиле речи, результатом отсутствия опыта наблюдать за речью и подмечать, посредством чего создается эмоциональность, и точность в выражении мысли? Актуально ли изучение фразовых глаголов для использования научно – популярного стиля речи?»
В основу исследовательской часть проектной работы положены две гипотезы:
- если фразовые глаголы являются характерными для разговорной речи, то в научно- популярном стиле речи выступающих на научно-практических конференциях они отсутствуют;
- впечатление отсутствия фразовых глаголов в научно- популярном стиле речи является результатом неопытности обучающихся в использовании фразовых глаголов в своей речи.
Актуальность исследовательской части проекта заключается в том, что мы не знаем, в какой степени фразовые глаголы являются характерными для научно-популярного стиля речи, и как следствие, какую меру значимости мы должны придавать использованию фразовых глаголов в развитии данного стиля речи.
Актуальность практической части проекта состоит в необходимости создания эффективной цифровой продукции – тренажера, направленного на реализацию образовательной программы школы в изучении фразовых глаголов, качественно и экономично по времени.
Данный проект отвечает насущной потребности образовательной практики и является личностно значимой для создателей проекта.
Новизна проекта заключается в том что, объектом исследования являются научно – популярные коротко – метражных видео фильмы и подкасты по различным темам.
Созданный цифровой продукт – тренажер, в первую очередь, направлен на качественную реализацию школьной программы, отвечает ее потребностям, и создает условие для независимого освоения фразовых глаголов.
Традиционно выделяют 5 основных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в определенной сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Научно-популярный стиль речи является подстилем научного стиля.
Аудитория, к которой обращаются, используя этот стиль речи, обычно не имеет специальных знаний в данной области. Оратор, сохраняя строгость, научность и четкость изложения мыслей, использует упрощенный характер изложения и эмоционально-экспрессивные средства речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление специальных терминов, цифровых данных минимально или каждый из них подробно поясняется. Особенностями стиля являются: относительная лёгкость, использование сравнений с привычными явлениями, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации, раскрытие общих положений на конкретных примерах.
Основная задача научно-популярной литературы – ознакомить читателя или слушателя в доступной и понятной неспециалисту форме с научными знаниями.
Выводы и заключение
- Было изучено 8 короткометражных фильмов на каналах TED, TEDx, Video Advice, Bright Side
- Общая продолжительность по времени составляет 107 минут, или 1 час 47 мин.
- Список предложений, в которых использовались фразовые глаголы, составляет 92 предложений.
- Фразовые глаголы использовались 102 раза.
- Практически каждую минуту мы можем слышать фразовый глагол.
- Нет ни одного видеофильма без использования фразовых глаголов.
Таким образом, была опровергнута первая гипотеза о том, что фразовые глаголы используются в научно-популярном стиле речи).
И подтверждена вторая гипотеза: впечатление отсутствия фразовых глаголов в научно-популярном стиле речи является результатом неопытности обучающихся в использовании фразовых глаголов в своей речи.
Предложения
- Изучение фразовых глаголов необходимо пропагандировать и максимально использовать в речи.
- Созданный цифровой онлайн тренажер “Phrasal verbs matter” реализующий программу 9-10 классов развивает познавательный интерес к изучению фразовых глаголов и способствует развитию аутентичной речи.
- Каждый глагол можно отработать на 6 видах упражнений и по бумажному приложению.
- Возможности тренажера надо расширять и внедрять в практику учебного процесса с целью предоставления учащимся комбинированной формы обучения (традиционной и дистанционной).
Виды упражнений тренажера “Phrasal verbs matter”
- Викторина с выбором определения фразового глагола.
- Подбор фразового глагола из 4 предложенных после прослушивания определения.
- Упражнение «Найди пару»: прослушать и соотнести прослушанное определение с фразовым глаголом – множественный выбор.
- Игра «Кто хочет стать миллионером?»
- Викторина с вводом правильного ответа.
- Игра «Скачки»: прослушать начало предложения с фразовым глаголом и подобрать концовку.
- Упражнение «Парочки»: направлено не только на освоение фразового глагола, но и развивает память.
- Заполни пропуски – вставить правильную частицу из предложенных.
Для каждого фразового глагола мы сделали подборку упражнений по учебным пособиям :
- James Milton. Verginia Evans. A good turn of Phrase. Express Publishing. 2000
- Martin Shovel. Making sense of phrasal verbs. Prentice Hall International Limited.1992
- Michael McCarthy, Felicity O’Dell. English phrasal verbs in use. Intermediate. Cambridge University Press. 2009
- Macmillian Dictionary Website [Электронный ресурс] The New York Times. http://www.macmillandictionary.com/
В тренажеры включили предложения, с использованием фразовых глаголов научно-популярного стиля речи по изученным видеофильмам. Создали печатное приложение по той же структуре, что и приложение для 11 класса, которое включает три раздела. Первый раздел – карточки с фразовыми глаголами. Второй раздел – карточки с определениями фразовых глаголов. Третий раздел – сводная таблица. Печатное приложение стало основой содержания цифрового продукта.
Использование ЦОР в учебном процессе способствует более эффективному формированию модульно-рефлексивного стиля мышления. Психологические исследования доказали, что у учащихся формируется навык творческого, теоретического и операционного мышления, умеющего принимать оптимальные решения. Главной ценностью тренажера является его интерактивность, он может быть как частью интерактивных блоков и быть общедоступным для других пользователей, так и для осуществления внутренней и внешней обратной связи «педагог – образовательный ресурс – обучаемый». Таким образом, мы создаем условия для формирования навыков самообучения, саморазвития, самообразования; для развития памяти, реакции, внимания, нового стиля мышления. Созданный на основе цифрового образовательного ресурса https://learningapps.org/ тренажер позволяет учащимся экономично по времени оперировать вариантами решения задач, быстро получать обратную связь для анализа и рефлексии своего учебного процесса без посредника-педагога, что отвечает на требования, заявленные во ФГОС.
Исследовательская работа
Содержание
Аннотация
План исследования
Научная статья
Глава 1. Теоретическая. Характерные признаки фразовых глаголов. Различие фразовых глаголов и глаголов с предлогами
Глава 1.1. Понятие научно – популярного стиля речи
Глава 2.Исследовательская. Использование фразовых глаголов в научно-популярном стиле речи
Глава 3. Практическая. Реализация образовательного ресурса https://learningapps.org/ в создании тренажера “Phrasal verbs matter” по программе 9-10 классов
Выводы и заключение
Библиография
Приложения
Дорогая Нелли Николаевна, Ваш вклад в развитие образования в городе трудно переоценить. Ваш сайт – это плод огромного труда и творческих усилий, которые Вы прикладываете ко всему, к чему прикасаетесь. Замечательный тренажер фразовых глаголов, которым мои ученики также имеют возможность пользоваться благодаря Вам. Спасибо!