Educational Workshop. Педагогическая мастерская построения знаний

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранных языков, г. Нижневартовск.

Введение

Что происходит, когда вы пытаетесь накормить ребенка, потому, что уже пришло время кормления, а он не голоден? Он отказывается есть! Не потому, что вы не вкусно приготовили или он специально капризничает. Нет,  он просто не голоден,  нет потребности в еде! И начинается  «за маму, за папу», ни на здоровье, ни для удовольствия. То же происходит в школе. Мы спланировали очередной интересный урок, заготовили карточки, по плану речь пойдет о “Passive Voice”, например,  а ученики пассивны, не зажигаются, они прекрасно обходились и без страдательного залога до этого, он им не нужен,  дети «сыты» теми знаниями,  которые у них есть.  Хорошая мама создаст своему ребенку достаточной физической нагрузки, для того чтобы он проголодался.

А мы пичкаем своих учеников информацией, в которой еще не созрела потребность. Мы перекрываем само зарождение  такой мысли, как «Я хочу знать!»

Мастерская, так же как и урок,  предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется по мере поступления запроса, тогда когда наступает информационное голодание. Это и есть первая характерная черта педагогической мастерской. Самые разнообразные приемы с информацией – это может быть и игра, и работа с текстом, со словарем. Самое главное мастерская не допускает преждевременности поступления информации.

Следующей характерной чертой является переживание «разрыва» между старым и новым видением предмета или закона. Участник мастерской становится на качественно новую ступень знаний не при помощи учителя, который приводит ученика к новому  знанию логично, постепенно, многоступенчато, а через самостоятельный вывод, обобщение, закономерность. К новому знанию  участник приходит  через «прозрение». Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» заранее планируется руководителем  мастерской.

Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам для осмысления.

Мастерская не может состояться без непрерывного процесса рефлексии. В мастерской происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта духовной и мыслительной деятельности, в тои числе и самопознания. Благодаря процессу рефлексии происходит создание условия  для формирования внутренней культуры. Постоянная невысказанность на традиционных уроках, отсутствие осмысления переживаний и чувств,  эмоционально перегружает человека. Процесс рефлексии необходим для тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.  Таким образом – рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели: открытие нового грамматического явления, формирования правила, создания текста, выработка отношения к явлению, решение проблемы и т.д..

Открыв для себя принципы технологии мастерских, начав работу по этим принципам, вы увидите, как многое изменится в вас и в ваших учениках.

Принципы и правила проведения мастерской

Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципах:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников,  включая мастера-руководителя мастерской. Все равны в своих находках и потерях, в победах и поражениях.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. Опора на личностный опыт каждого участника.
  3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого.
  4. Предоставление свободы, в рамках принятых правил реализуется, во – первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Все свободны в высказывании своего мнения, в праве на собственный путь.
  5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
  7. Организация  реального пространства, в котором работает мастерская,  (круг всех участников, возможность быстрого представления продукта, место для импровизаций или пантомим).
  8. Решительное ограничение участия мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Задача мастера в фиксации достигнутого.

 

Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.

  Алгоритм проведения мастерской построения знаний

Первый этап

Цель: формирование информационного голода, запроса.

  1. Слово мастера
  2. Индуктор (индукция – способ рассуждения от частных фактов к общим выводам)  – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Во – первых, задание должно актуализировать личный опыт участников, связанный, так или иначе, со смыслом  дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить выбор, что создает интерес, иногда раздражение.
  3. Создание творческого продукта обычно основано на деконструкции и реконструкции. Разрушение, разъединение, а затем из полученных разрозненных  частей создание нового представления, знания, которое надо предъявить всем участникам мастерской.
  4. Социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (выставка рисунков, выступление т.д.) Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
  5. Промежуточная рефлексия и самокоррекция  деятельности.

    (формирование информационного запроса)

 Второй этап

Цель: формирование новых знаний.

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.
  2. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии. Групповая или индивидуальная работа.
  3. Социализация.
  4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

 

     Педагогическая мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта, и широко распространена в Петербуржской  педагогической практике.

По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:

  •   Мастерские  творческого письма
  •   Мастерские построения знаний
  •   Мастерские по самопознания
  •   Мастерские отношений и ценностных ориентаций и т.д.

Продолжительность мастерской определяет мастер. В моей практике мастерские проходили 2-3 часа.

Педагогическую мастерскую можно провести как «мастер-класс», для коллег повышающих свою квалификацию.

Педагогическая мастерская  как «мастер-класс»  может состояться при наличии следующих сторон:

  1. педагог- профессионал
  2. педагоги,  повышающие свою квалификацию
  3. экспертная группа
  4. учащиеся,

(которых хорошо знает педагог, т.к. при проектировании мастерской  он должен учитывать психолого-педагогическую характеристику каждого; это те учащиеся,  которые научены работать по той технологии, которую представляет учитель-мастер своим коллегам.)

М.М. Поташник в книге «Как подготовить и провести открытый урок», как мастер-класс разработал алгоритм, который можно применить и при проведении мастерской как «мастер-класс».

Алгоритм проведения мастерской  как «мастер-класс»

  • Представление психолого-педагогической характеристики учащихся

( уровень обученности и обучаемости учеников, уровень реальных учебных и воспитательных возможностей,  лево-правополушарное и  смешанный тип восприятия, является ли ребенок аудиалом, визуалом  или кинестетом; умеет ли ребенок выделять главное, обобщать, абстрагировать, классифицировать и т.д. т.е. та психолого-педагогическая карта учащихся,  с которой работают в данной школе.)

  • Рассказ учителя гостям о проекте предстоящей мастерской

 ( с предоставлением проекта для изучения в ходе работы)

  • Теоретическое обоснование проекта

( описание дидактической теории,  концепции, образовательной практики на которые опирался учитель при проектировании мастерской)

  • Ответы учителя – мастера на вопросы по проекту мастерской

( на этом этапе мастер-класса все зависит от мастерства педагога: он должен позаботиться о том, чтобы учителя обучились технологии, которую он представляет)

  • Проведение мастерской
  • Самоанализ мастерской
  • Ответы на вопросы
  • Слово экспертной группе

( экспертная группа делает заключение, состоялся ли мастерская,  как «мастер-класс» по представленной технологии или нет, смог ли данный мастер обучить своему мастерству коллег)

Каждый образованный человек должен уметь создавать свой опыт.

Приглашаю коллег, занимающихся педагогическими мастерскими или заинтересовавшихся данным материалом к сотрудничеству.

Список использованной литературы

  1. О.В. Орлова. История Отечества ХХ века. 10-11 класс. Методическое пособие. Издательство «Паритет», Санкт-Петербург, 2003г.
  2. John Harrington. “Activities That Contribute to Cross-Cultural awareness”. Научно-практический семинар, НГГУ, Нижневартовск, 2006г.
  3. М.М. Поташник. М.В. Левит. «Как подготовить и провести открытый урок». Современные  технологии. Методическое пособие.    Издательство « Педагогическое общество России». Москва, 2003 г.

word-iconDownload this article

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *