Выступление на городском методическом объединении учителей иностранных языков, г. Нижневартовск.
Contents
Введение
Что происходит, когда вы пытаетесь накормить ребенка, потому, что уже пришло время кормления, а он не голоден? Он отказывается есть! Не потому, что вы не вкусно приготовили или он специально капризничает. Нет, он просто не голоден, нет потребности в еде! И начинается «за маму, за папу», ни на здоровье, ни для удовольствия. То же происходит в школе. Мы спланировали очередной интересный урок, заготовили карточки, по плану речь пойдет о “Passive Voice”, например, а ученики пассивны, не зажигаются, они прекрасно обходились и без страдательного залога до этого, он им не нужен, дети «сыты» теми знаниями, которые у них есть. Хорошая мама создаст своему ребенку достаточной физической нагрузки, для того чтобы он проголодался.
А мы пичкаем своих учеников информацией, в которой еще не созрела потребность. Мы перекрываем само зарождение такой мысли, как «Я хочу знать!»
Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется по мере поступления запроса, тогда когда наступает информационное голодание. Это и есть первая характерная черта педагогической мастерской. Самые разнообразные приемы с информацией – это может быть и игра, и работа с текстом, со словарем. Самое главное мастерская не допускает преждевременности поступления информации.
Следующей характерной чертой является переживание «разрыва» между старым и новым видением предмета или закона. Участник мастерской становится на качественно новую ступень знаний не при помощи учителя, который приводит ученика к новому знанию логично, постепенно, многоступенчато, а через самостоятельный вывод, обобщение, закономерность. К новому знанию участник приходит через «прозрение». Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» заранее планируется руководителем мастерской.
Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам для осмысления.
Мастерская не может состояться без непрерывного процесса рефлексии. В мастерской происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта духовной и мыслительной деятельности, в тои числе и самопознания. Благодаря процессу рефлексии происходит создание условия для формирования внутренней культуры. Постоянная невысказанность на традиционных уроках, отсутствие осмысления переживаний и чувств, эмоционально перегружает человека. Процесс рефлексии необходим для тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Таким образом – рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели: открытие нового грамматического явления, формирования правила, создания текста, выработка отношения к явлению, решение проблемы и т.д..
Открыв для себя принципы технологии мастерских, начав работу по этим принципам, вы увидите, как многое изменится в вас и в ваших учениках.
Принципы и правила проведения мастерской
Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципах:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя мастерской. Все равны в своих находках и потерях, в победах и поражениях.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. Опора на личностный опыт каждого участника.
- Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Отметка рождает раба, ставит одного человека в зависимость от другого.
- Предоставление свободы, в рамках принятых правил реализуется, во – первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Все свободны в высказывании своего мнения, в праве на собственный путь.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Организация реального пространства, в котором работает мастерская, (круг всех участников, возможность быстрого представления продукта, место для импровизаций или пантомим).
- Решительное ограничение участия мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Задача мастера в фиксации достигнутого.
Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.
Алгоритм проведения мастерской построения знаний
Первый этап
Цель: формирование информационного голода, запроса.
- Слово мастера
- Индуктор (индукция – способ рассуждения от частных фактов к общим выводам) – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Во – первых, задание должно актуализировать личный опыт участников, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить выбор, что создает интерес, иногда раздражение.
- Создание творческого продукта обычно основано на деконструкции и реконструкции. Разрушение, разъединение, а затем из полученных разрозненных частей создание нового представления, знания, которое надо предъявить всем участникам мастерской.
- Социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам (выставка рисунков, выступление т.д.) Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
- Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.
(формирование информационного запроса)
Второй этап
Цель: формирование новых знаний.
- Обращение к новой информации и ее обработка.
- Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии. Групповая или индивидуальная работа.
- Социализация.
- Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Педагогическая мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта, и широко распространена в Петербуржской педагогической практике.
По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:
- Мастерские творческого письма
- Мастерские построения знаний
- Мастерские по самопознания
- Мастерские отношений и ценностных ориентаций и т.д.
Продолжительность мастерской определяет мастер. В моей практике мастерские проходили 2-3 часа.
Педагогическую мастерскую можно провести как «мастер-класс», для коллег повышающих свою квалификацию.
Педагогическая мастерская как «мастер-класс» может состояться при наличии следующих сторон:
- педагог- профессионал
- педагоги, повышающие свою квалификацию
- экспертная группа
- учащиеся,
(которых хорошо знает педагог, т.к. при проектировании мастерской он должен учитывать психолого-педагогическую характеристику каждого; это те учащиеся, которые научены работать по той технологии, которую представляет учитель-мастер своим коллегам.)
М.М. Поташник в книге «Как подготовить и провести открытый урок», как мастер-класс разработал алгоритм, который можно применить и при проведении мастерской как «мастер-класс».
Алгоритм проведения мастерской как «мастер-класс»
- Представление психолого-педагогической характеристики учащихся
( уровень обученности и обучаемости учеников, уровень реальных учебных и воспитательных возможностей, лево-правополушарное и смешанный тип восприятия, является ли ребенок аудиалом, визуалом или кинестетом; умеет ли ребенок выделять главное, обобщать, абстрагировать, классифицировать и т.д. т.е. та психолого-педагогическая карта учащихся, с которой работают в данной школе.)
- Рассказ учителя гостям о проекте предстоящей мастерской
( с предоставлением проекта для изучения в ходе работы)
- Теоретическое обоснование проекта
( описание дидактической теории, концепции, образовательной практики на которые опирался учитель при проектировании мастерской)
- Ответы учителя – мастера на вопросы по проекту мастерской
( на этом этапе мастер-класса все зависит от мастерства педагога: он должен позаботиться о том, чтобы учителя обучились технологии, которую он представляет)
- Проведение мастерской
- Самоанализ мастерской
- Ответы на вопросы
- Слово экспертной группе
( экспертная группа делает заключение, состоялся ли мастерская, как «мастер-класс» по представленной технологии или нет, смог ли данный мастер обучить своему мастерству коллег)
Каждый образованный человек должен уметь создавать свой опыт.
Приглашаю коллег, занимающихся педагогическими мастерскими или заинтересовавшихся данным материалом к сотрудничеству.
Список использованной литературы
- О.В. Орлова. История Отечества ХХ века. 10-11 класс. Методическое пособие. Издательство «Паритет», Санкт-Петербург, 2003г.
- John Harrington. “Activities That Contribute to Cross-Cultural awareness”. Научно-практический семинар, НГГУ, Нижневартовск, 2006г.
- М.М. Поташник. М.В. Левит. «Как подготовить и провести открытый урок». Современные технологии. Методическое пособие. Издательство « Педагогическое общество России». Москва, 2003 г.
Recent comments